Германия призывает РФ вывести войска из Приднестровья
Германия призывает Россию вывести войска из Приднестровья в обмен на поддержку инициативы президента РФ Дмитрия Медведева по созданию новой системы европейской безопасности. Об этом сегодня пишет «Независимая газета» со ссылкой на свои данные.
По сведениям «НГ», Берлин выдвинул Москве требование вывести свои войска из Приднестровья. Только после этого Германия выступит с поддержкой инициативы Медведева по Договору о европейской безопасности. В итоге Европа якобы заявит о готовности обсуждать с Москвой новую архитектуру безопасности на континенте в рамках нового комитета Россия-ЕС по вопросам внешней политики и безопасности (КВВПБ Россия-ЕС) на министерском уровне, отмечает издание. Напомним, что идея о создании комитета была озвучена во время встречи президента РФ Дмитрия Медведева и канцлера Германии Ангелы Меркель в Мезеберге 5 июня. Лидеры двух стран отметили в совместном меморандуме, что он может заняться и решением приднестровской проблемы.
По мнению директора программы «Россия-Евразия» Германского совета по внешней политике Александра Рара, меморандум, подписанный в Мезеберге лидерами двух стран, можно трактовать как ответ Евросоюза на инициативу российского лидера заключить новый Договор о европейской безопасности.
Немцы фактически ответили Москве за Европу, полагает эксперт: «Давайте решим вопрос с выводом российских войск из Приднестровья, из-за чего не функционирует Договор об обычных вооруженных силах в Европе и нет доверия в Черноморском регионе, а уж потом будем договариваться об общей архитектуре безопасности».
По мнению Рара, Москва вряд ли пойдет на такую уступку. «Боюсь, эта идея с комитетом далеко не уедет», – заключил он. Напомним, что в одобренном 5 июня этого года меморандуме о КВВПБ Россия-ЕС конкретно упоминается только приднестровский конфликт.
Как отмечает Алина Инае, директор Черноморского треста Германского фонда Маршалла (Бухарест), для европейцев и, в частности, немцев инициатива по созданию подобного органа представляется целесообразной по двум причинам. «Ключевая цель – урегулировать приднестровский конфликт с помощью вовлечения России в конструктивное взаимодействие, а также оказания давления на руководство Приднестровья с целью подтолкнуть его к компромиссу. Российские войска могли бы быть выведены или же подчинены совместному мандату ЕС-РФ. В более широком контексте инициатива проверит серьезность российских предложений о сотрудничестве», – считает эксперт.
Предполагается, что комитет, в частности, мог бы служить форумом для обмена мнениями по текущим вопросам международной повестки дня в сфере политики и безопасности; разрабатывать основные принципы проведения совместных гражданских/военных операций России и ЕС по кризисному регулированию. Также в рамках этого механизма возможны обмен мнениями и выработка рекомендаций по конкретным вопросам сотрудничества, включая различные конфликты и кризисные ситуации.
Эксперты и дипломаты считают, что комитет, если он стал бы дееспособным, мог со временем заменить Совет Россия-НАТО. Впрочем, пока, судя по словам дипломатов, нет полной ясности с тем, потребуется ли для учреждения новой структуры согласие всех 27 стран – членов ЕС. Не исключено, что необходимость такой поддержки по меньшей мере осложнила бы судьбу нового органа.
Впрочем, Алина Инае скептически смотрит на перспективы открытого обсуждения в рамках комитета конкретных вопросов безопасности. Отчасти причина этого недоверия заключается в том, что внешняя политика ЕС по-прежнему является общим знаменателем внешнеполитических позиций 27 стран – членов Евросоюза. «Многие новые страны – члены ЕС все еще думают, что Россия – это главная внешняя угроза Европе. В этих условиях беседы в предложенном комитете будут скорее всего одинаково интересными и непродуктивными», – полагает эксперт. По ее мнению, осторожные формулировки меморандума позволяют предположить, что этот формат будет скорее символическим, чем эффективным.
В свою очередь, председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев считает, что не стоит увязывать инициативу Медведева по Договору о европейской безопасности и российско-германское предложение о создании комитета РФ-ЕС.
«Речь идет о разных вещах: последнее российско-германское предложение предназначено для урегулирования кризисных ситуаций. Механизм может использоваться как для выработки совместной политической реакции, так и для принятия решений практического характера, например, оперативного миротворчества. Аналогов этому механизму нет, и, дай бог, он появится», – приводит издание мнение Косачева.
© 2010, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0